Играем в слова Учитель-логопед: Ананьина Г.Н.
Научить ребёнка правильно
разговаривать, хорошо строить фразы, уметь применять в речи разные и подходящие
слова по смыслу слова - задача, вполне подходящая родителям по силам. Выберите
для занятий с детьми хотя бы два – три часа в неделю, и результаты вы скоро
заметите. Закрепляйте навыки на прогулках, по дороге в магазин или в детский
сад. Увлекательные игры в слова помогут интересно и с пользой провести время!
·
Если у ребёнка есть ошибки в произношении, каких –
либо звуков, помогите ему с ними справиться. Рассматривайте картинки и
предлагайте ребёнку самому называть их. Рассматривайте картинки и предлагайте
ребёнку самому называть их. Старайтесь подобрать рисунки так, чтобы произносить
приходилось слова как раз с теми звуками, которые не получаются, и близкими по
звучанию.
·
Учите стихи, потешки, скороговорки. Этим вы пополните и
словарный запас, и будете помогать развитию памяти.
·
Добивайтесь от ребёнка произнесения всех фраз и слов
выученного стихотворения. Эмоционально окрашивайте свою и его речь. Очень
хорошо познакомить ребёнка с произведениями детских писателей и поэтов.
·
Побуждайте ребёнка описывать предметы, употреблять в
своей речи прилагательные, глаголы: « Кот какой? Что он делает? Как он спит? Из чего
сделан стол? Какой он….»
·
Ребёнку нужно научиться правильно, употреблять формы слов.
·
Поиграйте в игру « Добавь слово: « Я могу на улице… (
гулять), кошка сидит и лапкой… ( умывается ).
·
Знакомьте ребёнка со словами, схожими и противоположными
по смыслу: «Дорога длинная, а переулок короткий; яблоко сладкое, а лимон
кислый; ёжик колючий, а заяц мягкий; стекло гладкое, а стена шершавая.
·
Учите ребёнка отвечать не одним – двумя словами, а более
полными предложениями. Учите ребёнка строить небольшие тексты. Тут вам помогут
игрушки, известные сказки, любые предметы вокруг нас. Вначале предлагайте ребёнку
закончить ваше предложение: « Это…ваза. В ней красивые…. цветы « Затем предложите
ему выразить своё отношение: «Они мне нравятся» Постепенно меняйтесь ролями.
·
Учите детей сравнивать. Пусть ваш ребёнок ответит на
вопросы: что бывает широким, что бывает жидким, маленьким, мягким, тёплым и
т.д.
·
Описывая форму, состав предметов, учите ребёнка называть
их цвет. Ему следует различать и называть оттенки. Так, кроме красного цвета
есть алый, лиловый, пурпурный; кроме зелёного – салатный, травяной, болотный,
изумрудный; кроме коричневого –
шоколадный, кофейный, бурый и т. д.
·
Поставьте перед ребёнком две игрушки (чашки и вазы и т.
д.) Пусть он не просто опишет их, а сравнит. Найдёт общее и разное. Помогите
ему. Подскажите, что вначале нужно хорошо рассмотреть, а потом сравнить.
·
Учите ребёнка образовывать новые формы слов; « Волк по
лесу бежал – от него зайчик убежал, к нашей Маше прибежал. У медведя дом
большой, а у зайки домик маленький. В комнате было светло, а стало ещё светлее.
·
В составлении
рассказов вам помогут сюжетные картинки, в которых содержание раскрывается от
одного эпизода к другому, например, комиксы. Вначале не показывайте ребёнку все
картинки. Открывайте их по одной, тогда, когда предыдущая уже будет описана.
Пусть он составит рассказ по начальной и последней картинкам, первой, третьей,
пятой и т. д. картинкам. Это поможет развитию не только речи, но и фантазии.
Составила Ананьина Галина Николаевна
Источник: http://Составила Ананьина Г.Н. |