Рекомендации для родителей
Давайте «поиграем в математику».
с
детьми 3-4 лет
А разве
можно играть в науку, к тому не какую – нибудь, а в математику «самую грозную»
из всех наук? Можно и Возможно!
«Воздушные
шары»
Чтобы малыш научился обращать внимание на цвет
предметов и подбирать одинаковые цвета полезно предложить ему эту игру, но
предварительно нужно наклеить на картон узкие полоски 6-7 разных цветов (цвета
радуги) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут
ниточками, а круги- шариками. Объясните ребенку, что шарики надо «привязывать»
к ниточкам подходящих по цвету, и покажите, как это сделать. После этого ему
можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваться только в том
случае, если он ошибается.
«Спортсмены строятся»
Упорядочивание предметов по
величине – довольно сложная для малышей задача, требующая настойчивости и
целеустремленности. Для этой игры нужно 10 полосок одинаковой ширины,
различающихся по длине на 2 см (от 2 до 20). Ребенку нужно расставить
спортсменов по росту – от самого маленького до самого высокого.
Учите малыша действовать
последовательно: выбирать сначала самую маленькую полоску, затем – самую
маленькую из оставшихся и т.д. При затруднениях предложите спортсменам
помериться, кто выше. Пусть спортсмены перепутают свои места – вы увидите, что
ребенку нелегко будет восстановить правильный порядок.
ТАНГРАМ
Танграм
(кит.七巧板, пиньинь qī qiǎo bǎn,
букв. «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских
фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более
сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода,
букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно
задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется
соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур
танграма, и второе — фигуры не должны перекрываться между собой.
История
Танграм , возможно, ведёт своё происхождение от
яньцзиту (燕几圖)
— вида мебели, появившегося во времена империи Сун. Как мебель яньцзиту
претерпела некоторые изменения за время правления династии Мин, а в дальнейшем
превратилась в набор деревянных фигурок для игры.
Хотя танграм часто считают изобретением глубокой
древности, первое печатное упоминание о нём встречается в китайской книге,
изданной в 1813 году и написанной, очевидно, в правление императора Цзяцина .
Появление
танграма на западе относят не ранее чем к началу 19 столетия, когда эти
головоломки попали в Америку на китайских и американских судах. Старейший такой
экземпляр, подаренный сыну американского судовладельца в 1802 году, сделан из
слоновой кости и хранится в шёлковом футляре.[источник не указан 618 дней]
Слово
«танграм» впервые было использовано в 1848 году Томасом Хиллом, в
дальнейшем президентом Гарвардского университета, в его брошюре «Головоломки
для обучения геометрии».
Педагогическое значение танграма
Способствует
развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции,
наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и
формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Палочки Кюизенера
Палочки Кюизенера
– это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными
палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся
палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины
выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина
палочки, тем большее значение числа она выражает.
Выпускаемые производителями наборы «чисел в цвете»
отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса).
Для начала можно использовать самый упрощенный набор - из 116 палочек. В нем 25
белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8
черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Пособие "палочки
Кюизенера" в основном ориентировано на детей от 1года до 7 лет.
Игровые задачи цветных палочек
Цветные палочки
являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет
"через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности,
состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее»,
«выше» и мн.др.
Набор способствует
развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной
активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания,
пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских
способностей.
На
начальном этапе палочки используются как
игровой материал. Дети играют с ними,
как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с
цветами, размерами и формами.
На
втором этапе палочки уже выступают как
пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы
загадочного мира чисел и других математических понятий.
Блоки
Дьенеша
Это
набор из картинок и
геометрических фигур. Яркие картинки изображают простые объекты, включающие
элементарные геометрические фигуры – цветок из кругов, кораблик из квадратов,
прямоугольников и треугольников, дом из квадратов и треугольников».
В наборе с картинками
идут те же, но объемные фигурки, совпадающие по цвету с изображенными на
картинке. Ребенок вместе с мамой или папой (а позже и самостоятельно)
выкладывает нужные фигурки на рисунок, делая его объемным.
Для деток постарше,
после того, как они научаться различать основные фигуры, подойдет пособие,
включающее логические блоки Дьенеша. Их в наборе сорок восемь – блоки в виде
фигур всех основных геометрических форм, но разного цвета, размера и толщины,
причем такие, что каждая фигурка уникальна, без повторов.
Игровые задания для
занятий с блоками основаны на разделении по свойствам. Кроме того, из блоков
можно составлять сложные геометрические фигуры, это поможет ребенку понять, что
звезда, например, включает треугольники, а прямоугольник можно составить из
двух квадратов.
Чтобы ребенок
заинтересовался пособиями Дьенеша и Кюизенера, недостаточно просто их купить. В
этом случае максимум, чего можно ожидать – постройка «башни Дьенеша» из блоков
или «забора Кюизенера» из палочек.
Идеальный вариант, с
которого нужно, по меньшей мере, начать – поиграть вместе с малышом, причем не
как учителю с учеником, а на равных. Когда ребенок усвоит направление игр, он и
самостоятельно с удовольствием будет заниматься блоками, а позднее и палочками,
родителям останется лишь предлагать новые варианты занятий.
Воспитател: Яковлева Л.В.
|