Если ребёнок не говорит? (рекомендации родителям) С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растёт объём знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребёнка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь? Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе. В последнее время учёные доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. В институте нейрохирургии записывали биотоки мозга у детей и обнаружили: если ребёнок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно в левой лобной области, где находится двигательная речевая зона и центр Брока, а также в височной области, где расположен центр Вернике, т.е. сенсорная речевая зона. Связь функции кисти руки и речи оказались настолько тесной, что тренировку пальцев рук считают мощным физиологическим стимулом развития речи. Очень важно общение ребёнка с людьми и окружающим миром, где ребёнок получает поведенческий материал для подражания. Речь является не врождённой способностью ребёнка, приобретённой. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребёнком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять усечённые слова. Ребёнок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции, и подражать вам.
Выполнение артикуляционных упражнений Нужно играть язычком, губами. Развивать мышцы губ и языка. Упражнениями занимаются в виде игры о весёлом язычке. В этих играх полость рта называется»домиком», кончик языка «хвостиком», твёрдое нёбо «потолком», нижние зубы «крылечком», верхние «дверкой», а струя воздуха «ветерком». Открывать и закрывать »домик» Вытягивание губ в улыбку» трубочку» (и -у) «Хвостик»- вперёд, назад, вверх, вниз, вправо, влево Слизывать широким »хвостиком» варенье с верхней губы Широкий »хвостик» за крылечко («горочка») Щёлкать «хвостиком» («лошадка») Отрабатывать сильный «ветерок» посередине «хвостика»
Массаж пальчиков рук левой и правой Массаж делает мама или логопед. Выполняется лёгким надавливанием от кончиков пальцев к запястью. Растирание сверху вниз. Сгибание и разгибание пальчиков. Очень хорошую тренировку мелкой мускулатуры пальчиков обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока белобока», «Коза», «Пальчики в лесу», «Пальчик-мальчик»
Пальчиковая гимнастика Ребёнок выполняет сам. Играет на» пианино» «Лягушки»-одновременное разгибание пальчиков Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка Пальчики здороваются с пальчиками другой руки Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки Покажи «козу» Покажи»ушки у зайчика» Играем на «барабане» Хлопаем в ладоши Работа с мелким раздаточным материалом Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зёрен, палочек Работа с вкладышами Пирамидки различных размеров Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной
|