Играем в математику – развиваем речь
Учитель – логопед
Ананьина Галина Николаевна
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Словарь, который усваивается детьми при ознакомлении с математикой, складывается из отдельных слов, представленных существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами, и словосочетаний.
Специфическая особенность математики заключается в преобладании таких частей речи, как числительные, прилагательные, наречия, предлоги, которые в обыденном речевом общении детей используется редко. И не всегда точно.
Для развития речи эффективно использовать словесные игры и упражнения математического содержания. Дети в непринуждённой форме закрепляют математические понятия и термины.
Словесная игра «Цепочка слов»
Цель: Увеличение словарного запаса, развитие памяти.
Детям предлагается запомнить тройки слов, которые называет взрослый один раз: круг, треугольник, квадрат, вверху, внизу, между, наблюдай, считай, сравнивай. Взрослый произносит только первое слово тройки, а второе и третье вспоминают и произносит ребёнок.
Игра «Посчитай»
Цель: Закреплять умение правильно согласовывать числительные до десяти с существительными. Правильно ставить ударение в существительных и числительных. (считаем различные предметы, животных и т. д.)
Игра «Продолжи предложение»
Цель: Включение в словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий» и др.
Взрослый произносит начало предложения, затем дети продолжают его.
Например: «Если сосна выше, чем берёза, то берёза….(ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола берёзы, то ствол берёзы…(тоньше ствола дуба)»
Взрослый предлагает продолжить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий».
Например, «Колобок»…(круглый, Буратино..(тонкий), дядя Стёпа..(высокий), гном…(низкий)
Игра «Назови цифру»
Цель: Упражнять в назывании цифр, задавая разную интонацию: ласково, сердито, громко, удивленно, тихо, грустно, весело, испуганно.
Цифры 0 – 9
Игра «Каждый знает, что каким бывает?»
Цель: Закрепление математических терминов
Бросая мяч- взрослый задает вопросы:
- Что бывает круглым?(мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко, вишня, и т. д.)
- Что бывает длинным? (дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур и т.д.)
- Что бывает высоким? (гора, дерево, человек, дом, шкаф)
- Что бывает низким? и т.д.
Игра «А у нас в квартире»
Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве
Предложить рассмотреть предметы, которые находятся в квартире, спросить какую фигуру они напоминают.
Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые т.д.
Игры с пальчиками способствуют усвоению порядка следования чисел натурального ряда, быстрому запоминанию числового ряда в пределах 10; упражнять в прямом и обратном счёте.
Для закрепления порядкового счёта помогают такие игры, как «Кто за кем пришёл?, «Кто первый , кто последний?»
Использование игр математического содержания помогут ребёнку реже допускать ошибки и в то же время, сформировать элементарные математические представления.
Обучение детей математике и развитие речи неразрывные и взаимосвязанные процессы. Играйте в математику и развивайте речь!
Архив записей:
2. Математика - это интересно! (проблемно-игровые ситуации для детей раннего возраста)
3. Математические игры своими руками
4. Что такое логические блоки? И зачем они нужны?
5. Математические задания "Цифры от 1 до 9"
6. История цифр
9. Выставка "Математические игры своими руками"
10. "Уличная математика, или математика вокруг нас"
11. Математические развивающие игры
12. Образовательные интернет-ресурсы по математике в помощь родителям
13. Связь между музыкой и математикой