МАРАФОН ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК - 2023
Проект "Почему и как извергаются вулканы", воспитатель Рахимова О.С.
Конспект экспериментальной деятельности "Мыльные пузыри", воспитатель Трушко О.С.
Из опыта работы...
Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными
Педагогический опыт воспитания у детей ценностного отношения к своему здоровью.
Авторы: Больмот О.Н., заведующий, высшая квалификационная категория. Подъелина С.А., старший воспитатель, высшая квалификационная категория.
Данный опыт обобщён в сборнике методических материалов «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», который был представлен на Всероссийский конкурс «Призвание - воспитатель» (Серебряная медаль).
Забота о здоровье ребенка сегодня занимает приоритетные позиции. Одна из главных задач дошкольного образования – сохранение и укрепление здоровья детей, становление у них ценностей здорового образа жизни. Это подтверждают законодательные документы: Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации» (ст.41), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2013 г. № 1155 « Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования», национальный проект «Здоровье», «Образование».
Поэтому наиболее важной стороной современных дошкольных образовательных программ является физкультурно - оздоровительное направление.
Педагоги, родители стараются сделать все, чтобы ребенок рос здоровым. Но их усилия достигнут результата лишь при одном условии: если к этому будет стремиться сам ребенок, если он, поняв, как важно быть здоровым, станет ежедневно заботиться о своем здоровье.
Возможно ли это? Как маленькому ребенку освоить эту важную науку заботы о здоровье? В состоянии ли ребенок знания и умения сделать своим, личностно значимым достоянием?
Академик А.Е.Амосов сказал: «Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться сам».
Как это здорово, если ребенок сам «покоряет вершину здоровья», а взрослые помогают, поддерживают, сопровождают.
Для этого нужно:
- пробудить в ребенке энергетические силы самооздоровления (самомотивация);
- подвести детей к осознанию субъективности понятия «здоровье», как «вершины, на которую человек должен подняться сам» (самосознание);
- помочь детям в овладении элементарными (доступными) способами саморегулирования и саморазвития (самосозидание).
А еще необходимо помнить:
Интерес ведет к увлечению,
Увлечение – к усердию,
Усердие дает умение,
Умение рождает уверенность,
Уверенностью достигается успешность.
Поэтому мотивированная деятельность должна стать основой жизни ребенка в детском саду, где важное место отводится ритуалу.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, значит, она и будет главной в воспитании ценностей здорового образа жизни.
Одна из возрастных потребностей ребенка - потребность в движении, удовлетворить которую можно через организацию разумного двигательного режима.
Не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы для развития ребенка как субъекта заботы о собственном физическом благополучии, сбережения здоровья играет предметная среда.
Ритуал, игра, двигательный режим, предметно - пространственная среда - это элементы системы работы приобщения детей к здоровому образу жизни, которые позволят ребенку:
- овладеть знаниями основных способов здоровьесбережения;
- овладеть элементарными и достаточными навыками безопасности поведения;
- адекватно воспринимать свое физическое состояние;
- стать субъектом заботы о собственном физическом благополучии и сбережения здоровья.
В детском саду компенсирующего вида № 3 «Солнышко» для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата, игра, ритуал, двигательный режим, предметно - пространственная среда являются средствами, стимулирующими осознанное отношение ребёнка к своему здоровью. Об этом говорят результаты:
- дети осмысленно пользуются предметами личной гигиены, осознают пользу движений, соблюдают правила безопасного поведения в быту, разных ситуациях, излучают жизнерадостность;
- уменьшилось число простудных заболеваний с 10 до 7 дней на одного ребёнка. В подготовительной группе снижение заболеваемости с 7,7 до 5,5 дня на одного ребёнка;
- увеличился процент выздоровления (исправление нарушений осанки, плоскостопия) с 10 до 35;
- в течение трёх лет нет отрицательной динамики основного заболевания: улучшения в осанке и голеностопном суставе у детей;
- улучшились показатели физической подготовленности детей;
- повысилась мотивация родителей к поддержке деятельности ДОУ по формированию культуры здоровья. Свидетельство этому детская посещаемость, которая составляет 91%.
Представленные в пособии материалы помогут простроить систему работы по воспитанию у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Пособие рекомендовано для использования в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе и компенсирующего вида, для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата.
Весёлая игротека: дидактические пособия.
Автор: Подъелина С. А. старший воспитатель, высшая квалификационная категория.
Коррекционно-развивающие игровые пособия представлены на Международном конкурсе научно-методического опыта «Инновационный и актуальный опыт в сфере образования России и за рубежом» (Диплом, 2 место) и на Всероссиоском образовательном конкурсе профессионального мастерства «Актуальный педагогический опыт России» (Диплом, 3 место)
Подъелина С.А. имеет сертификат автора учебно-методической работы «Коррекционно-развивающие пособия».
Опыт работы был опубликован в журнале «Дошколёнок Кузбасса» и сборнике материалов Международных педагогических чтений «Традиции и новации образовательной системы»
Игрушки играют огромную роль в развитии ребёнка. Можно создать интересные, уникальные игрушки своими руками, которые будут восхищать, удивлять, делать руки малыша ловкими и умелыми.
Автор создала пособия-игрушки из ткани и ниток, с использованием подручного материала: пуговиц, прищепок, трубочек. Эти пособия перенесут ребёнка в увлекательный мир игры и развития.
Дидактические пособия-игрушки «Книжка-подушка», «Божья коровка», «Лужайка» направлены на развитие:
-зрительных, двигательных и мускульно-осязательных анализаторов;
-зрительно-моторной координации;
-воображения, памяти, внимания, мышления (анализ, обобщение);
-познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное.
Дидактические пособия-игрушки сенсорное панно «Треугольник», сенсорный коврик «Лето», дидактическая игра «Цветные трубочки» направлены:
-на развитие восприятия, так как именно оно является основой познания ребёнком окружающего мира, овладения разными видами деятельности и создающее благоприятную основу для обучения;
-стимулирование зрительных, тактильных, обонятельных ощущений;
-использование широкой цветовой гаммы, силы цветового воздействия на организм ребёнка;
-формирование зрительно-моторной координации.
Рекомендовано педагогам и родителя детей с ОВЗ.
Программа «Юный конструктор»
Автор-составитель: Полозиненко О.В. высшая квалификационная категория
Программа имеет рецензию АСФ КемГУ, была представлена на городском методическом объединении воспитателей (2014г.), педагогических чтениях ДОУ (2015г.).
Программа «Юный конструктор»: коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ. Содержание программы построено на основе методики С.В. Коноваленко «Развитие конструктивной деятельности у дошкольников». Включает в себя практический материал: комплект нестандартного «строительного» материала; перспективный план коррекционно-развивающих занятий и конспекты занятий по конструированию. Каждый конспект занятия содержит общеразвивающие и общеукрепляющие упражнения, способствующие здоровьесбережению детей. Таким образом, настоящая программа представляет собой органичную совокупность развивающей методики и здоровьесберегающих технологий, отвечающих современным требованиям качества дошкольного образования.
Важный компонент данной программы заключается в использовании нестандартного «строительного» материала, который является основой для положительной мотивации дошкольников к активной познавательно-исследовательской деятельности. Необычность «строительного» материала вызывает огромный интерес, нацеливая детей на естественное и непринужденное приобщение к миру предметов, вещей окружающего мира и их использование в различных жизненных ситуациях. Что в свою очередь, открывает возможность позитивной социализации и индивидуализации воспитанников с ОВЗ.
Программа «Юный конструктор» способствует развитию личности ребенка, его творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми. Кроме того, в процессе конструктивной деятельности у детей формируются такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, находчивость, любознательность, коммуникабельность.
У дошкольников огромный потенциал фантазии, которая с возрастом снижается, поэтому главная задача программы - удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские возможности и способности.
Программа «Юный конструктор» может выступать одной из форм организации детской деятельности, так как соответствует потребностям и интересам детей, а также направлена на реализацию ФГОС ДО.
Данная программа опробирована в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Показателями эффективности реализации программы явились положительные результаты развития зрительного воображения, способности создавать оригинальные образы, словесно-образной креативности у детей.
Программа взаимодействия детского сада с семьей
Авторы-составители: Васильева Л.Б. высшая квалификационная категория, Токарская А.О. высшая квалификационная категория
В программе рассматриваются традиционные формы и предлагаются новые формы взаимодействия ДОУ с родителями. Приводятся примеры плана взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ
Программа предназначена для воспитателей, педагогов, а также студентов педагогических учебных заведений.
Посмотреть программу можно здесь
Выставка Лэпбуков
"Мир животных" Рахимова О.С.
"В гости к Зимушке-Зиме" Васильева Л.Б.
"Природа и музыка" Жоголева Н.Н.
"Лесные жители" Ананьина Г.Н.
"Русская народная кукла" Яковлева Р.Х., Рахимова О.С.
"Зимующие птицы" Токарская А.О.