Интеллектуальная готовность к школе
Каждая школа имеет свои приоритеты, и требования у всех учебных заведений разные. Поэтому, говоря об интеллектуальной готовности, мы обозначаем ее как широту интересов, запас некоторых знаний и понимание основных закономерностей.
Чтобы проверить, достаточно ли ваш малыш готов к школе интеллектуально, попробуйте выполнить с ним следующие упражнения.
1.Назови одним словом.
Вы называете цепочку слов, например: стул, стол, шкаф, кровать, а ребенок называет эти предметы одним словом (мебель).
Примеры цепочек
Помидор, редис, огурец, картофель (овощи).
Мяч, кукла, кубики, конструктор (игрушки).
Лето, осень, зима, весна (времена года).
Брат, дочка, бабушка, мама (члены семьи).
2.Что лишнее?
Вы называете цепочку слов, а ребенок определяет, какое из них лишнее.
Примеры цепочек
Корабль, лодка, океан, катер.
Компьютер, телефон, пианино, калькулятор.
Тигр, волк, леопард, собака.
3.Один - много.
Предложите ребенку побыть волшебником и из одной вещи сделать несколько.
Мяч (мячи).
Человек (люди).
Карандаш (карандаши).
4. Разложи по порядку.
Хаотично разложите картинки, на которых изображена, привычная ребенку последовательность действий. Попросите разложить их в правильном порядке, спросите, почему он положил именно так.
Например,
Собираются тучи, идет дождь, выглядывает солнце, появляется радуга.
5. Целое-часть.
Предложите разобрать на части привычные вещи. Вы называете объект, а ребенок - из чего объект состоит.
Например.
Дерево (ветки, корни, листья, ствол).
Книга (обложка, страницы).
Стул (ножка, сиденье, спинка).
6.Длинный - короткий.
Скажите ребенку длинное слово и попросите составить из него много коротких.
Например.
Метрополитен (пол, трон, метр, литр).
7. Чем похожи - чем отличаются?
Например.
Книга-тетрадь.
День-ночь.
Лошадь-корова.
Дерево-куст.
8.Противоположности.
Назовите слово, а ребенок придумывает противоположное.
Например.
Свет-темнота.
Добрый -злой.
Утро-вечер.
Сила-слабость.
9.Придумай предложение со словами.
Например.
Кот, клубок, молоко.
(Кот любит играть с клубком и пить молоко).
10. Почему?
Придумайте какую-нибудь ситуацию и попросите придумать как можно больше причин, почему так произошло.
Например.
Девочка плачет.
(обидели, потеряла игрушку, разбила кружку….)
11. Запомни слова.
Прочитайте 10 слов, попросите ребенка повторить. Запишите результаты. Проделайте тоже еще дважды с разницей в несколько минут, фиксируя результаты. Через полчаса, уже ничего не повторяя, попросите назвать те, которые запомнил.
Подводя итог, важно сказать, что проводя время с ребенком, вы почти всегда можете найти возможность для развития его интеллекта. Поощряйте к длинным подробным рассказам-описаниям впечатлений; при прогулках рассказывайте о том, что вас окружает, обсуждайте вместе спорные вопросы.
Словом, интеллект - это способность распознавать признаки предмета, обобщать представления о нем; уметь проводить аналогии, выделять главные признаки; зрительная и слуховая память.
Стимулируйте познавательный интерес ребенка. Не игнорируйте вопросы вашего ребенка, оставляйте в ответах недоговоренность-это подстегнет мыслительную активность.